Догнать и перегнать в «Евро-5»
Модернизацию НПЗ в ХабаровскОМ КРАЕ подстегивают не только требования новых техрегламентов. Для ГОСУДАРСТВЕННОЙ «Роснефти» сроки реконструкции заводов — вопрос политики. По словам представителей частной НК «Альянс», Хабаровский НПЗ — основа бизнеса downstream, «нет завода — нет АЗС, нет интегрированной компании». Эксперты добавляют, что реконструкция заводов несет выгоды в будущем, но требует значительных затрат уже сейчас. При этом «Роснефть», по видимому, модернизирует все свои НПЗ одной из последних, полагают аналитики.
НПЗ подтянулись до регламента
С первого января будущего года начнет действовать общероссийский запрет на продажу бензина и дизтоплива стандарта ниже «Евро-3». Как утверждают власти Хабаровского края, нефтезаводы и сети автозаправок региона полностью готовы к переходу на новый стандарт. «Снижения объемов выпускаемого топлива не планируется, как не ожидается и дефицита. В своих бизнес-планах компании подтверждают объемы уровня 2012 года. Если говорить о наших заводах, то КНПЗ уже практически два года производит бензин третьего класса качества, мощности позволяют. На этапе модернизации, которую планируется завершить в 2014 году, Хабаровский нефтезавод доводит качество бензина до требуемого с помощью специальных присадок»,— заявил в конце декабря заведующий сектором топливной инфраструктуры краевого комитета по развитию ТЭК Александр Найденко.
Напомним, в 2011 году в России была принята программа по модернизации нефтепереработки и вводу новых мощностей вторичной переработки. В июле 2011 года были подписаны четырехсторонние соглашения между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом. В ходе модернизации НПЗ до 2020 года нефтяные компании обязались реконструировать и построить 124 установки вторичных процессов. Это, как ожидается, позволит увеличить глубину нефтепереработки и выйти на производство моторного топлива стандартов «Евро-3» и выше. Инвестиции нефтяников в модернизацию с 2011 по 2015 гг. оценены приблизительно в 1 трлн руб. Отметим, в Хабаровском крае переработкой нефти и выпуском моторного топлива широкой линейки занимаются ООО «РН — Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» «Роснефти» и ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» группы «Альянс».
«Роснефть»: уже не пахнет
Программа модернизации перерабатывающих мощностей НК «Роснефть» была разработана в 2008 году. Она предполагает обеспечить соответствие топлива требованиям Технического регламента, утвержденного правительством России в 2008 году, улучшить структуру выпуска и повысить эффективность НПЗ путем сокращения расходов и потерь. Работы по глубокой реконструкции на Комсомольском НПЗ начались в 2007 году, на данный момент затрачено 118,5 млрд руб. В конце октября в Хабаровске состоялось внеочередное общее собрание акционеров, после чего глава «Роснефти» Игорь Сечин лично проинспектировал Комсомольский НПЗ. Как заявлял тогда и.о. генерального директора ООО «РН — Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» Александр Истамгулов, модернизация завода завершится в 2015 году. После реконструкции мощность завода увеличится с 7,5 млн т до 8 млн т в год, глубина переработки — с 62,7% до 95%. Выпуск моторного топлива увеличится с 2,9 млн т до 4,5 млн т в год. Кроме того, планируется строительство нефтепродуктопровода от НПЗ до порта Де-Кастри мощностью 5,7 млн т в год. В рамках программы в 2012 году была введена установка замедленного коксования мощностью 1 млн т в год, проведена реконструкция установки каталитического риформинга (1,53 млн т), построена база хранения и отгрузки сжиженного газа (200 тыс. т). Мощность комплекса гидрокрекинга и гидроочистки дизтоплива планируется довести до 2,05 млн т и 1,6 млн т соответственно.
Напомним, в июле после запуска установки замедленного коксования комсомольчане начали жаловаться на неприятные запахи и утверждали, что завод осуществляет вредные выбросы в атмосферу. В течение лета-осени горожане организовали ряд протестных акций, обращений в краевые и федеральные органы власти. К этому же движению подключились экологи и активисты «белоленточного» движения. Долгое время власти Комсомольска-на-Амуре пытались погасить конфликт, затем он стал достоянием краевой общественности. Однако ситуация стала меняться лишь осенью, когда «Роснефть» пообещала герметизировать резервуары для нефтехранения и лабиринтную систему. Посетив завод в конце октября, глава «Роснефти» признал, что «нефть вообще пахнет, у нее есть такая специфика, кто с ней работает, тот это понимает», но уточнил, что после жалоб на заводе «пересмотрели некоторые параметры».
«Альянс»: нет завода — нет заправки
Как объяснили в пресс-службе группы «Альянс», реконструкция Хабаровского нефтезавода была начата в 2000 году, когда он был приобретен «Альянсом», общая стоимость работ превысила 14 млрд руб. По словам руководителя пресс-службы нефтяной компании Андрея Румянцева, реконструкция ХНПЗ — просто необходимость, вне зависимости от сроков введения топливных регламентов. «Завод топливного профиля, построенный, грубо говоря, для производства мазута и других тяжелых нефтепродуктов, не имеющий гидроочистки — это вчерашний день. НПЗ — основа бизнеса downstream, нет завода — нет АЗС и нет интегрированной компании. У „Альянса“ альтернативы реконструкции нет»,— добавил господин Румянцев.
По его словам, цель реконструкции в том, чтобы повысить выход (то есть пропорции объемов выпуска разных продуктов.— Ред.) светлых нефтепродуктов, которые обеспечены рынком сбыта. «Весь бензин 4-го, 5-го класса, весь керосин ТС и Jet A-1, большую часть дизтоплива 4-го, 5-го класса предполагается сбывать через собственную сеть и через ТЗК дальневосточных аэропортов. А остатки дизтоплива, ВГО и мазут, которого будет значительно меньше, экспортировать. Сейчас мы выпускаем лишь ограниченный объем ДТ, остальная середина (средние фракции нефтепереработки.— Ред.) идет в судовое топливо, но такой объем ТСМ на рынке просто лишний»,— пояснил представитель «Альянса».
До приобретения ХНПЗ «Альянсом» в 2000 году номенклатура была следующей: автобензины этилированные А-76 (до 15,5%), А-72 (2%), АИ-93 (менее 1%) + нафта; ТС-1 (керосин, свыше 11%); дизтопливо Л-0,5-62 (30%) и арктическое топливо (1%); топочный мазут М-100, М-40 (св. 30%) и флотский (8,5%); различные виды битумов (4%); нигрол и сжиженный газ. «После реконструкции наша адаптивность возрастет: вся линейка будет пригодна как для внутреннего рынка, так и для экспорта. В частности, гидрокрекинг позволяет варьировать выход, выпускать больше бензина или керосина, дизтопливо. Главное — это обеспечиваемая ГКГО (гидрокрекинг-гидроочистка.— Ред.) возможность выпускать топливо класса „Евро-5“ и Jet A-1, а также вовлекать в производство бензинов сырье худшего качества»,— объясняет Андрей Румянцев. Суммарно доля светлых нефтепродуктов будет свыше 70%, завод сможет производить свыше 1,5 млн тонн моторного топлива, соответствующего всем стандартам.
Существенным фактором в модернизации ХНПЗ стала логистика, утверждают в «Альянсе». Завод не может долго работать на производительности выше 4 млн т в год, возникают проблемы с вывозом всех объемов произведенного мазута. Основная его доля идет во Владивосток на станцию Первая Речка, но в зимние месяцы, в связи с проблемами оборудования, там возможно сливать не более 100 тыс. т. Выпуск мазута по плану — 140 тыс. т, снижать переработку ХНПЗ также не может, поскольку уменьшается и выпуск товарных бензинов. Из-за загрузки железной дороги автобензины с ХНПЗ в Благовещенск или, к примеру, Дальнереченск приходится возить бензовозами. «После реконструкции вместо мазутов будет дизтопливо, ВГО и битум. Это иная логистика»,— пояснил представитель «Альянса». Теоретически до 30 тыс т нефтепродуктов продуктов в месяц может переваливать Советская Гавань, но реальная перевалка, по словам Андрея Румянцева, меньше. В случае интенсивного судозахода есть возможность бункеровки судов, но из-за ледовой обстановки в прошлую зиму Советская Гавань почти не работала, пояснил представитель «Альянса».
«Роснефть» vs «Альянс»: разница в установке
Юлия Войтович, аналитик «Инвесткафе», объясняет, что схемы производства Хабаровского и Комсомольского НПЗ аналогичны, оба имеют комплекс установок гидрокрекинга, которые позволят увеличить глубину переработки и производить топливо, соответствующее классам 4 и 5. Единственное отличие в том, что Комсомольский НПЗ запустил установку замедленного коксования, предназначенную для переработки тяжелой нефти в более легкие нефтепродукты и топливо. Также есть различия в мощности переработки — для ХНПЗ это 4,35 млн т в год, для КНПЗ 8 млн т в год. При этом именно с вводом в эксплуатацию установки замедленного коксования на Комсомольском НПЗ были связаны экологические проблемы. На ликвидацию данных негативных последствий компания планирует потратить около 300 млн руб. и полностью устранить их до лета 2013 года. По мнению аналитика, выбросы на НПЗ были связаны с каким-то единичным нарушением.
При этом, добавляет она, нефтяникам выгоднее ускорить модернизацию в связи с высокими акцизами на топливо. По техрегламенту, установленному властями, в России с 1 января 2013 года должна прекратиться продажа топлива ниже класса «Евро-3», с 1 января 2014 года запланирован переход на «Евро-4», с 1 января 2015 года — на «Евро-5». Кроме того, акцизы на топливо более низких классов в последнее время повышались, в то время как акцизы на топливо «Евро-4» и «Евро-5» оставались неизменными и снижались соответственно. Поэтому нефтяным компаниям выгодно как можно скорее модернизировать свои НПЗ. Однако модернизация мощностей требует значительных инвестиций, и если компании резко увеличат капитальные вложения в короткий срок, то это значительно уменьшит денежные потоки, объясняет аналитик «Инвесткафе». «Уже известно, что „Роснефть“ сможет модернизировать все свои НПЗ одной из последних крупных нефтяных компаний, поскольку несет большие затраты в связи с увеличением дивидендов, инвестициями в НПЗ в Подмосковье и покупкой 100% ТНК-ВР»,— заключила Юлия Войтович.