ДФО Обзор. Декабрь 2014

| Транспорт |

Торговля на опорах

Нынешней осенью дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) ОАО «РЖД» при содействии администрации Приморья подписала с ООО «Социальный строительный союз» декларацию о намерениях, предусматривающую создание транспортно-пересадочного узла для пассажиров во Владивостоке. Для повышения коммерческой привлекательности проекта с китайским инвестором предполагается в границах железнодорожной станции построить крупнейший в городе торговый центр. Однако эта идея вызвала неоднозначную реакцию у руководства Дальневосточной магистрали.

В этом году ДЖВ и власти Приморья договорились сотрудничать при развитии вокзалов Дальневосточной железной дороги, сопутствующей инфраструктуры и пассажирских обустройств. В настоящее время рассматривается вопрос акционирования специальной проектной компании. В ее уставный капитал смогут войти ОАО «РЖД—Развитие вокзалов» (создано пять лет назад для оказания содействия ДЖВ) и ОАО «Корпорация развития Приморского края». При этом финансирование совместных проектов планируется обеспечить путем привлечения инвесторов, для чего будет подготовлено трехстороннее соглашение.

Одним из инвесторов может стать китайско-российское ООО «Социальный строительный союз» (ССС зарегистрирован в августе 2013 года во Владивостоке, на 56% принадлежит Дмитрию Соколову и Муслиму Товбулатову, еще на 48% — Ли Вэйдуну и Чжан Джао). Соответствующую декларацию о намерениях подписал председатель совета директоров ССС Чжан Джао с главой ДЖВ Сергеем Абрамовым. Содействие в переговорах оказывали первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев и член Совфеда от Приморского края известный хоккеист Вячеслав Фетисов. Документом предусмотрено создание транспортно-пересадочного узла (ТПУ) во Владивостоке, который объединит морской и железнодорожный вокзалы, а также автобусный остановочный пункт. Предполагается, что в рамках ТПУ будут построены переходы и надпутевые линии, организованы шаттлы до аэропорта. Такие узлы, сообщил Василий Усольцев, предлагается создать в нескольких городах России. Владивосток вошел в их число. 

В качестве третьей стороны к проекту могут присоединиться местный застройщик «Динас» и китайская корпорация «Гунда», которая искала в столице Приморья площадку под строительство крупного выставочного торгового центра. Планируется, что он станет главным объектом будущего ТПУ. Строительство займет не менее трех лет. Объем инвестирования оценивается в $350-370 млн.

Как отмечают в ООО «Инвестиционно-строительная компания „Динас“», Владивосток сегодня позиционируется как центр международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, город является конечной точкой Транссиба, что позволит увеличить не только товарный, но и пассажирский поток. 

В свою очередь компания запросила у РЖД в аренду участок площадью 38 тыс. кв. м, находящийся в границах станции Владивосток. Строить торговый центр предполагается на специальном бетонном сооружении, монтируемом на высотных опорах и расположенном над станционными путями. Перекрыта будет практически вся территория от здания краевой администрации и центральной площади до железнодорожного вокзала.  

Между тем, по мнению руководства Дальневосточной железной дороги, строительство, а затем работа торгового центра создает риски в обеспечении безопасности движения поездов. Станция обслуживает большое число пассажирских составов плюс обеспечивает подачу и уборку грузовых вагонов в торговый порт, в том числе с опасными грузами. Существует также угроза ухудшения экологии. Маневровую работу на станционных путях выполняют дизельные локомотивы, закрытие путей станции плоскостным сооружением будет приводить к накоплению выброса вредных веществ. Еще один аргумент против строительства комплекса в данном месте — препятствие перевозкам. Для реализации проекта понадобятся частые технологические перерывы (так называемые «окна») в работе железнодорожного транспорта. Таким образом будет сдерживаться рост перевозок по ряду грузов, например контейнерам. Как сообщила заместитель начальника станции Владивосток Ольга Барановская, если раньше из торгового порта еженедельно отправлялось семь контейнерных поездов, теперь — 12. Стивидор планирует выйти на формирование 17-20 составов с контейнерами в неделю. 

«Сама идея заслуживает внимания: этот проект может дать дополнительный импульс развитию деловой жизни во Владивостоке. Однако мы выступили с предложением о переносе его на другой участок»,— проинформировал заместитель начальника ДВЖД по Владивостокскому ТУ Сергей Рябов. В свою очередь, Василий Усольцев подчеркнул, что поскольку речь идет о территории в историческом центре Владивостока, все проекты непременно пройдут общественные слушания, а к работе над ними будут привлечены лучшие архитекторы. 

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV