ДФО Обзор. Декабрь 2014

| Госрегулирование |

Триединое опережение

Территории опережающего развития (ТОР), закон о которых должен быть принят до конца этого года, создадут новый инструмент точечного развития экономики Дальнего Востока, уверены вице-премьер Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка. Нормативно-правовая база для ТОР разрабатывалась весь минувший год. На выходе со второго чтения в Госдуме, прошедшего 19 декабря, механизм ТОР приобрел вполне конкретные очертания: в нем инвесторы увидят триединство снижения барьеров, предоставления налоговых льгот и создания инфраструктуры за счет бюджета.

Фактически только во второй половине нынешнего года выстроенная еще в 2013-м новая система по управлению Дальним Востоком смогла перейти от выполнения задач чрезвычайных — борьбе с последствиями крупномасштабного наводнения на Амуре — к решению вопросов стратегического планирования. К лету появилась ясность со строительством жилья для пострадавших от паводка, после чего вице-премьер — дальневосточный полпред Юрий Трутнев и новый министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка смогли наконец-то сосредоточиться на проработке главной темы — темы развития. 
То, что Дальний Восток в текущих условиях ускоренно развиваться не может, стало ясно уже давно — еще при создании Министерства по развитию Дальнего Востока. Однако только с приходом в ведомство команды Александра Галушки началась прорисовка «новой модели», ориентированной на тесное взаимодействие с экономиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из элементов такой модели должны стать территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) — те самые пресловутые «точки роста» с особыми условиями ведения бизнеса.

Представляя пакет законопроектов о ТОР в Совете Федерации, Юрий Трутнев обратил внимание сенаторов на то, что Дальний Восток, занимая 36% территории страны и обладая огромным потенциалом, производит лишь 5,6% внутреннего валового продукта. В то же время, рядом расположен крупнейший рынок АТР с объемом ежегодного импорта, превышающим $6,6 трлн. «Основной вопрос — какую часть этого рынка мы сможем занять? За счет каких мер? Что должны сделать, чтобы стать конкурентоспособными? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали лучшие практики, применяемые в странах мира для поддержки бизнеса. Очевидно, если мы хотим выигрывать конкуренцию, наши показатели должны быть на уровне лучших показателей стран АТР»,— подчеркнул господин Трутнев.

Именно на основе анализа конкурентной среды Минвостокразвития разработаны законопроекты «О территориях опережающего развития» и внесении соответствующих поправок в бюджетное, налоговое и иное федеральное законодательство. «Законопроект учитывает международный опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Функционирующие на территории указанных государств особые территории действуют, как правило, на основании отдельного правового акта высшей юридической силы, который содержит существенные изъятия из общих правил регулирования в сфере земельных отношений, предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Нельзя не отметить, что изначально ТОР позиционировались как особый режим, устанавливаемый только для регионов Дальнего Востока. Но в ходе работы над законопроектом концепция поменялась. И сейчас текстом законопроекта определено, что ТОР — это «часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением правительства установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности». При этом в проекте закона уточняется, что в течение трех лет со дня вступления в силу закона ТОР могут создаваться только на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. А вот по истечении трех лет — уже и «на территориях остальных субъектов РФ».
Суть концепции ТОР, объяснил Юрий Трутнев, может быть обобщена в трех блоках: снижение административных барьеров для бизнеса, налоговые преференции и создание инфраструктуры за счет федерального бюджета. Первое, согласно идее авторов законопроекта, должно быть воплощено через сокращение сроков проведения проверок для бизнеса (не более 15 дней в год — кроме особых случаев), упрощение сроков подготовки и начала строительства, создание в ТОР специальных подразделений основных проверяющих структур федеральных органов власти — от ФМС до ПФР. Кроме того, из ведения субъектов и муниципалитетов в ТОР будут изъяты основные вопросы обеспечения жизнедеятельности на территории, которые относятся к компетенции Минвостокразвития и специальной управляющей компании (УК).

Второе воплотится через предоставление предпринимателям, получающим статус резидента ТОР, целого пакета налоговых льгот и преференций (к последним можно отнести, например, возможность создания в ТОР свободной таможенной зоны). Резиденты получат льготные ставки налога на прибыль (0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, не более 5% в части, зачисляемой в региональные бюджеты), налогу на имущество (0%), земельному налогу (0%), а также по страховым взносам (6% в Пенсионный фонд, 1,5% — в ФСС, 0,1% — в ФМС).

Третье будет обеспечено за счет предоставления федеральным и региональными бюджетами средств на обустройство инфраструктуры для ТОР — речь идет о миллиардах и десятках миллиардов рублей по различным проектам территорий опережающего развития. 
15 октября пакет законопроектов был внесен министром Александром Галушкой в Госдуму. 12 ноября нижняя палата парламента одобрила законопроекты в первом чтении, 19 декабря — во втором. 1 декабря президент подписал закон, который предоставляет налоговые льготы для будущих резидентов ТОР.
По мнению главы Минвостокразвития Александра Галушки, принятый в решающем чтении законопроект фактически является прямым исполнением задач экономической свободы, озвученных в этом году президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию: «В выступлении была подчеркнута необходимость амнистии капитала, фиксации налогов, сокращения числа проверок и снижения административной нагрузки — все это звенья одной цепи, призванные создать максимально комфортные условия для бизнеса и инвесторов. Большинство этих мер уже предусмотрены в законопроекте о ТОР». 

«Выгодно, удобно и безопасно — при этих условиях происходит инвестирование. В случае с территориями опережающего развития выгодно — это налоговые льготы и снижение издержек, в том числе за счет установления особых тарифов. Удобно — это свободная таможенная зона, возможность гибкого привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов, взаимодействие по административным вопросам с одним субъектом — управляющей компанией. Безопасно — проведение проверок резидентов территорий может осуществляться лишь при согласовании уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для ДФО — это Министерство по развитию Дальнего Востока»,— сказал Александр Галушка.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению был устранен момент, вызывавший нарекания у профсоюзов: первоначальной редакцией было предусмотрено, что резиденты ТОР смогут привлекать иностранную рабочую силу без соблюдения квот. Сейчас в законопроекте особым образом отмечено, что приоритет при трудоустройстве будут иметь граждане России. «Для нас приоритеты очевидны. В первую очередь рабочие места создаются для дальневосточников. Во вторую для граждан РФ, если у нас на Дальнем Востоке нет тех или иных квалифицированных кадров. В-третьих, для людей с той же идентичностью, что  и дальневосточники. В особых ситуациях мы, конечно, будем привлекать представителей стран дальнего зарубежья»,— отметил Александр Галушка. 
«В новой редакции не устанавливаются иные условия государственных гарантий и компенсаций лицам, трудоустроенным на территориях опережающего развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Принято решение оставить без изменения все гарантии, указанные в Трудовом кодексе. Кроме того, в состав наблюдательных советов ТОР будут включаться представители местных профсоюзов.

Одна из поправок определяет сроки существования территорий опережающего развития. Согласно проекту закона, такие территории будут создаваться на 70 лет. Этот срок может быть продлен по решению правительства — в предыдущей версии законопроекта жизненный цикл ТОР не определялся»,— проинформировали в Минвостокразвития. 

В то же время, подчеркивает Юрий Трутнев, правительство не намерено делать ставку лишь на ТОР. «Параллельно начата работа по отбору перспективных площадок территорий опережающего развития во всех субъектах федерации Дальнего Востока. Территории опережающего развития — это площадки для запуска новых проектов. В то же время, было бы очень странно, если бы мы развивали новые проекты, не поддерживая практически готовые к реализации. На территории Дальнего Востока их достаточно много»,— говорит он. 

Скептики и критики идеи ТОР говорят, что создание и поддержка бизнеса в «точках роста» не решает проблемы всего Дальнего Востока, а для действующего бизнеса, напротив, может их создать — из-за появления конкурентов, пользующихся льготами ТОР, уже работающие успешные предприятия могут потерять свою долю рынка. Юрий Трутнев отмечает, что очевидно одно: «для того чтобы быстро и эффективно поднять экономику всего Дальнего Востока, надо просто создать такую же инфраструктуру, как в европейской части». Но это будет стоить «триллионы рублей». «Я думаю, что в короткое время это сделать невозможно. Поэтому весь проект, все инструменты заточены на целевую поддержку, на то, чтобы создать очаги экономического роста. Они потом будут поднимать всю территорию»,— подчеркивает Юрий Трутнев. 

Как следует из финансово-экономического обоснования, в Минвостокразвития рассчитывают, что благодаря новой модели развития Дальнего Востока совокупный валовой региональный продукт его регионов к 2025 году по сравнению с 2011 годом удвоится и составит 5,495 трлн рублей. «С учетом базового прогнозируемого Минэкономразвития России темпа роста экономики РФ в 2,5% в год базовый уровень ВРП регионов Дальнего Востока к 2025 году, достигаемый без реализации новой модели развития, составит 3,554 трлн рублей. Основной задачей является дополнительное увеличение ВРП на 1,94 трлн рублей к 2025 году»,— говорится в обосновании законопроекта. В Минвостокразвития подчеркивают, что реализация инвестпроектов в рамках ТОР позволит привлечь в различные уровни бюджетной системы более 531,77 млрд рублей.

Юрий Трутнев подчеркивает, что в разработке идеи ТОР федеральные власти учитывали пожелания субъектов. «Мы работаем так: мы приезжаем в каждый субъект Российской Федерации (я побывал за этот год, наверное, по три раза в каждом) и первое, что мы делаем,— мы задаем губернаторам, представителям бизнеса вопрос: что можно развивать, что вы считаете самым перспективным? Мы из этого исходим. Мы не придумываем в Москве какие-то проекты для Дальнего Востока. Это было бы довольно смешно и малоэффективно. Поэтому они у нас общие»,— подчеркивает вице-премьер.

 

Дмитрий Щербаков




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV