ДФО Обзор. Декабрь 2014

| |

Восточный разворот. РЖД модернизируют БАМ и Транссиб

В этом году государство приняло судьбоносное решение — предложения РЖД по развитию БАМа и Транссиба получат финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Реализация проектов может стать очередной стройкой века и снова изменить социально-экономическую карту Дальнего Востока.

К 2020 году Восточный полигон ОАО «РЖД» должен быть готов к внушительным объемам перевозок. По подсчетам экспертов, только в направлении Ванинско-Совгаванского транспортного узла ежегодно будет пропускаться до 32,6 млн тонн (+78% к уровню 2012 года), в направлении морских переходов и сухопутных железнодорожных переходов юга Приморья — 94,9 млн тонн (+16%) экспортных грузов. Эти цифры основываются на инвестиционных программах крупных горнодобывающих и перерабатывающих предприятий ДФО, а также на планах по локализации здесь современных портовых мощностей. Так, вывоз каменного угля и различных руд с основных действующих и перспективных месторождений полигона в 2020 году может составить от 113,2 млн тонн до 124,4 млн тонн.

Очевидно, что развитие железнодорожной инфраструктуры Дальневосточного региона — необходимое условие для сбалансированного экономического развития страны. Именно поэтому для РЖД развитие инфраструктуры Байкало- Амурской и Транссибирской магистралей является приоритетным направлением в инвестиционной сфере. Чтобы подготовить железнодорожную инфраструктуру к освоению перспективных объемов перевозок, разработан проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации 24 октября 2014 года № 2116-р.

Реализация проекта на первом этапе, с 2014 по 2017 год, оценивается в 562,1 млрд руб. Из них 260 млрд руб. составят средства государственной поддержки: 150 млрд руб. — это ресурсы ФНБ и 110 млрд руб. — прямые бюджетные инвестиции. На втором этапе, с 2017 по 2018 годы, объем финансирования составит более 120 млрд руб. за счет средств федерального бюджета. В развитие инфраструктуры в границах Дальневосточной железной дороги планируется вложить 44,5% средств от общего объема инвестиций, в том числе в развитие участков Байкало-Амурской магистрали запланировано 64% от выделенного лимита, в развитие Транссиба — 35% от лимита. В перспективе план модернизации Восточного полигона ставит задачу разделить функции БАМа и Транссиба. По БАМу в основном будет организована перевозка сырьевых грузов, а по Транссибу тех, что требуют большей скорости,— контейнеров, рефсекций, сельхозпродукции, и, конечно, перевозок пассажиров.


К 2018 году на Дальневосточной железной дороге должны быть введены в эксплуатацию:

Линейные объекты
строительство:
38 разъездов
вторых путей на 10 перегонах
2 двухпутных вставок
удлинение путей на 18 станциях и разъездах
реконструкция:
1 разъезда
121 км железнодорожного участка Биробиджан—Ленинск 
13,5 км железнодорожной инфраструктуры погранперехода Махалино—Камышевая—Хуньчунь
1606 км железнодорожного пути
304 км земляного полотна

Комплексные технологические объекты
строительство:
2 станций
реконструкция:
39 станций
91 сталежелезобетонного моста
4 тоннелей (нового Кузнецовского, Дуссе-Алиньского, Амурского и Владивостокского)
Объекты энергетики
реконструкция:
175 км контактной сети
1200 км линий продольного электроснабжения
12 тяговых подстанций
14 трансформаторных подстанций 35/10 кВ
строительство:
2 новых подпитывающих тяговых подстанций 
2 новых трансформаторных подстанций 220/10 кВ.


Экспортные транзитные коридоры

В рамках проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)» в 2014 году началось проектирование на участках Биробиджан—Ленинск и Махалино—Госграница с КНР, Уссурийск—Барановский—Хасан.

Однопутный железнодорожный участок Барановский—Хасан проходит по территории Приморского края и является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью, железными дорогами КНДР, КНР и южными портами Приморья. Протяженность участка составляет 238 км. Конечная для данного участка грузовая станция Хасан расположена на границе с КНДР и связана с пограничной станцией Туманган (КНДР). К линии примыкают три однопутных перегона, ведущие к «малым» портам Приморского края (Посьет, Зарубино, Славянка), а также участок Махалино—Хуньчунь (КНР).

Для обеспечения растущего объема перевозок в данном направлении, а также в связи с завершением реконструкции участка Туманган—Раджин, обеспечивающим перевозку 5 млн тонн угля в год, решено реконструировать станции и разъезды участка Уссурийск—Барановский—Хасан (строительство разъездов Барсовый и Пожарский, станции Рязановка).

В 2013 году выполнены работы по восстановлению пункта пропуска «Махалино». Открытие погранперехода Махалино—Хуньчунь для регулярного движения поездов состоялось в декабре 2013 года. Для обеспечения растущего грузооборота на данном направлении (в перспективе до 8 млн тонн в год) необходимо дальнейшее развитие 13,5 км железнодорожной инфраструктуры на участке Махалино—Госграница с КНР. По инвестиционному плану 2014 года уже начались проектные работы на данном участке.

Железнодорожная линия Биробиджан—Ленинск примыкает к Транссибирской магистрали на станции Биробиджан-I, ее протяженность составляет 121 км. Линия является однопутной и оборудована двусторонней полуавтоматической блокировкой для движения пассажирских и грузовых поездов обоих направлений на автономной тяге. Рост объемов перевозок грузов на данном участке связан со строительством нового мостового перехода Нижнеленинское—Тунцзян. Ожидаемый объем перевозок на данном участке в направлении Китая составит 4,9 млн тонн в 2020 году и 7,2 млн тонн в 2025 году.

ОАО «РЖД» уже выдало технические условия ООО «Рубикон» на проектирование и строительство перегрузочного комплекса по станции Ленинск с примыканием к мостовому переходу через Амур. Также ТУ выданы ООО «Гарант» на строительство сооружений и логистических центров, необходимых для обслуживания новых грузопотоков.

 


Инвестиционная программа развития инфраструктуры в границах Дальневосточной железной дороги на 2014 год составляет 579 объектов и 172 мероприятия на сумму более 37,6 млрд руб. Из них 16% направлено на выполнение проектно-изыскательских работ, к которым привлечены ведущие российские проектные институты: Омскжелдорпроект, Сибгипротранспуть, Сибжелдорпроект, Иркутскжелдорпроект, Дальжелдорпроект, Трансэлектропроект.

 

Работы по перспективному проектированию

реконструкции 9 станций и 4 станций с удлинением приемо-отправочных путей
строительства 17 новых разъездов
строительства 1 разъезда с устройством двухпутной вставки
удлинения путей на 3 станциях и 2 разъездах
строительства двухпутных вставок на 3 перегонах
строительства второго пути на 4 перегонах.

Работы по текущему проектированию
реконструкции 11 станций
реконструкции 1 станции со строительством двухпутной вставки
строительства 2 новых станций
строительства 11 новых разъездов
строительства 1 разъезда с устройством двухпутной вставки
удлинения путей на 6 станциях и 2 разъездах
строительства второго пути на 4 перегонах

Строительно-монтажные работы
реконструкция 18 станций
строительство 2 новых станций
строительство 18 новых разъездов
строительство второго пути на 5 перегонах
удлинение путей на 6 станциях и 2 разъездах
49,451 км новых путей введено в эксплуатацию
308,7 км железнодорожного пути модернизировано

Поставки техники
17 грузовых тепловозов 2ТЭ25А
5 маневровых тепловозов ТЭМ7А
5 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ

 





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV