ДФОбзор. Итоги 2013.

| НЕДРА |

Экспортный ход

Потребности дальневосточного рынка в энергетическом угле постепенно снижаются. В большинстве своем это связано с газификацией объектов энергетики и ЖКХ региона. Чтобы компенсировать потери, местным угольщикам приходится активнее выходить на внешний рынок. И во многих случаях им приходится разделить бремя с созданием инфраструктуры для экспорта продукции

Дави на газ

Уровень газификации населенных пунктов Дальневосточного федерального округа на начало 2013 года составлял 6,6%, тогда как среднероссийский показатель — 63%. Изменить ситуацию призвана масштабная программа перевода на газ ТЭЦ и котельных. Инвестиции в нее до 2016 года превысят 30 млрд руб. Как прогнозируют в Минвостокразвития, уже по итогам этого года потребление природного газа объектами большой энергетики увеличится на 13% по сравнению с предыдущим. При этом доля угля сократится на 11%.
Выходит на финишную прямую газификация крупных энергообъектов на Сахалине и Приморском крае, что не осталось незаметным для местных угледобытчиков.


Как сообщил замдиректора ОАО «Приморскуголь» («дочка» СУЭК) Юрий Коваль, по итогам 2013 года крупнейшее в Приморье разрезоуправление «Новошахтинское» сократит поставки угля по сравнению с прошлогодним результатом на 460 тыс. т. В целом отгрузка составит около 2,6 млн т. «В следующем году тенденция продолжится. Снижение поставок связано с переводом Владивостокской ТЭЦ-2 на полное потребление природного газа. В январе-феврале 2014 года полностью заканчиваем отгрузку угля в ее адрес. И с марта поставок не ожидаем»,— сказал Юрий Коваль. Таким образом, по Новошахтинскому разрезу предприятие в 2014 году может сократить погрузку еще на 335 тыс. т.


Между тем, в администрации Приморья считают, что развитие угольной отрасли и газификация вполне могут идти параллельно. «Именно такая задача и стоит. Мы планируем, что в топливном балансе порядка 60-65% будет приходиться на уголь, доля газа составит 30-32%, а остаток придется на мазут. Мазут будет использоваться в тех районах края, куда газ не придет, а доставка угля весьма проблематична»,— рассуждает директор департамента энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края Николай Ловыгин.


На Сахалине генерация тепла и электроэнергии также активно переходит на альтернативный источник. «В связи с завершением реализации программы по газификации Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 только потери по перевозке угля в адрес теплоэнергетических предприятий ОАО „Сахалинэнерго“ в этом году составят 645 тыс. т по отношению к 2012-му году. Кроме того, продолжаются работы по постепенному переводу районных котельных муниципальных образований области на работу на газовом топливе»,— сообщили в Сахалинском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания. По данным ООО «Горняк-1» — одного из поставщиков твердого топлива на Южно-Сахалинскую ТЭЦ, если в 2011 году в адрес теплоэнергоцентрали компания отправила 750 тыс. т угля, в 2012-м — 650 тыс. т, то в 2013-м был заключен договор на поставку лишь 250 тыс. т.

Впрочем, сокращение поставок угольной продукции для местной энергетики не всегда связано с идущей газификацией. К примеру, с Нерюнгринского разреза в Якутии все больше отгружается коксующегося, нежели энергетического угля. «Раньше ежегодно отправляли оттуда 2-2,5 млн т энергетического угля марки С300, а в этом году вследствие истощения запасов — порядка 300 тыс. т. Хотя в связи с окончанием соответствующих ресурсов на Нерюнгринском разрезе остается коксующийся уголь. И его доля в последние годы растет»,— сказал заместитель гендиректора по сбыту ОАО ХК «Якутуголь» Андрей Жданкин. Сейчас на обогатительной фабрике в Нерюнгри, уточнил он, достигнут рекордный показатель по производству коксующегося концентрата.

Заграница поможет

Чтобы компенсировать потери, дальневосточным угольщикам приходится активнее выходить на внешний рынок. По словам губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, в этом году планируется добыть 4,3 млн т угля — на 10% больше, чем в 2012-м, из них более 3 млн т пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, за счет экспорта нарастил производство ООО «Сахалинуголь-2» (владелец ООО «Восточная горнорудная компания») на крупнейшем на острове Солнцевском месторождении. В конце ноября горняки добыли там 1,5 млн т, тогда как за аналогичный прошлогодний период — 1 млн. Как сообщили в «Восточной горнорудной компании» (ВГРК), увеличение добычи на предприятии стало результатом модернизации оборудования. Впервые были применены машины с большим объемом ковша — 15 куб. м, а также БЕЛАЗы грузоподъемностью 130 т.
В Хабаровском крае активно развивается ОАО «Ургалуголь» (входит в СУЭК). Весной здесь была введена новая лава, а осенью — обогатительная фабрика. «Если в 2013 году ожидаем прирост где-то на 200 тыс. т, то на 2014-й — 680-700 тыс. т. Таким образом, „Ургалуголь“ должен будет отгрузить 5,4-5,5 млн т угля»,— уточняет Юрий Коваль.  


После обогащения качественные характеристики ургальской продукции существенно вырастут. «Обогащенный уголь приобретает два важнейших качества — теплота сгорания увеличивается где-то в полтора-два раза, а зольность с 37% упадет до 17,5%. То есть он будет сгорать практически без образования золы и выделять при этом больше тепла»,— пояснил главный инженер фабрики Дмитрий Лефман. Тем самым повысится конкурентоспособность топлива на зарубежных рынках. Уже сегодня до 80% своей продукции «Ургалуголь» поставляет в страны АТР через Ванино по участку железной дороги Новый Ургал (Чегдомын)—Комсомольск—Советская Гавань. Также ургальские угольщики планируют экспортировать продукцию и через пограничный переход Махалино—Хуньчунь (Китай), который готовят к регулярному пропуску грузов. Таким образом, появится новое экспортное направление из Чегдомына.


Стоит отметить, что еще семь лет назад предприятия СУЭК экспортировали в страны АТР не более 5 млн т, в 2013-м эта цифра возрастет почти в пять раз. «Сейчас доля российского угля на азиатских рынках незначительна — всего 5%. Это показывает потенциал роста,— говорил не так давно во время визита в Хабаровск глава СУЭК Владимир Рашевский.— В условиях общего спада перевозки по сети мы готовы добавлять объемы погрузки, и что особенно важно — с предприятий Дальнего Востока и Хабаровского края в частности».

Всем нужен выход к морю

Для расширения каналов экспортных поставок угольщикам приходится вкладываться в транспортную инфраструктуру — в первую очередь порты. Так, СУЭК практически завершил строительство второй очереди своего отгрузочного терминала близ Ванино (по итогам 2013 года там планируется довести перевалку до 15 млн т). В перспективе это позволит холдингу нарастить отгрузку экспортного угля до 24 млн т ежегодно.

Если СУЭК строил свои портовые мощности с нуля, то «Восточная горнорудная компания» на Сахалине взяла причальные и другие технологические сооружения порта Шахтерск в долгосрочную аренду у государства. К настоящему времени она уже вложила 700 млн руб. в развитие рейдовой погрузки. В частности, на эти средства построены новые конвейерные линии, установлена высокопроизводительная судопогрузочная машина, закуплена специализированная береговая техника и несколько единиц портового флота грузоподъемностью от 1,7 тыс. до 3,5 тыс. т.


Несмотря на небольшие глубины акватории Шахтерска, все это позволило организовать эффективную рейдовую погрузку. По словам заместителя гендиректора по портовой деятельности «Восточной горнорудной компании» Сергея Штрахова, если в прошлом году был отгружен углем сухогруз максимальным дедвейтом 40 тыс. т, то в этом — 55-тысячник. Дальнейшие шаги ВГРК — организовать круглогодичную навигацию у Шахтерска. Компания намерена приобрести ледокольный буксир.


Благодаря модернизации серьезно выросла перевалка  топлива и через соседний порт в Углегорске. В 2011 году в состав учредителей ООО «Порт Углегорский» вошла южнокорейская Samsung C&T, после чего была принята программа модернизации терминала. «Отгрузка останется рейдовой. Но есть технологии, позволяющие максимально эффективно работать на рейде, снижая себестоимость транспортировки. В 2011 и 2012 годах мы стабильно отработали с судами водоизмещением от 20 до 40 тыс. т. Наша задача — выйти на большие суда дедвейтом в 60-100 тыс. т. Это позволит снизить расходы на фрахт флота»,— пояснил гендиректор «Углегорскугля» Евгений Мейер.


Впрочем, для осуществления экспорта угольной продукции имеются проблемы у мелких и средних отправителей. «Например, есть порядка 20 генеральных экспортеров кузбасского угля, вывозящих продукцию через дальневосточные порты. Они вопросы решают, а другим просто так нельзя отправить»,— рассказал один из участников рынка. В июле 2013 года администрация Приморского края и «Сибирский деловой союз» подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по реализации проекта строительства нового специализированного порта мощностью 20 млн т. Он разместится в Шкотовском районе Приморья, на северном берегу бухты Суходол. «Наличие такого порта облегчит доступ к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий края»,— заявил приморский губернатор Владимир Миклушевский.

Подвел путь

С неудачного старта начались поставки угля с крупнейшего в стране Эльгинского месторождения (запасы оцениваются в 2,2 млрд т). Напомним, для его освоения «Мечел» построил железнодорожный участок Улак—Эльга протяженностью 321 км. Строительство шло в тяжелых условиях вечной мерзлоты.  


Отгрузка эльгинского угля по текущему году должна составить около 300 тыс. т, хотя прежде ожидалось, что она будет гораздо выше. После схода подвижного состава на подъездных путях в конце 2012 года движение по линии Улак—Эльга было приостановлено по распоряжению контролирующих органов из-за ненадлежащего состояния подъездного пути. Перевозки возобновили только летом. Сначала в адрес местных котельных, а с сентября — на экспорт через Ванинский морской торговый порт. Тем не менее, в следующем году отгрузка с Эльги планируется уже на уровне 1,2 млн т. «Порядка 200 тыс. т пойдет на объекты энергетики Дальневосточного федерального округа, еще 400 тыс. т — для котельных ЖКХ Амурской области и Якутии. И 600 тыс. т концентрата предполагается направить через Ванино на экспорт»,— проинформировал заместитель гендиректора ОАО ХК «Якутуголь» по сбыту Андрей Жданкин.


Чтобы полноценно заработала инфраструктура, «Мечел» привлекает дополнительные инвестиции. В конце ноября холдинг объявил о получении первого транша в $150 млн в рамках проектного финансирования развития первой очереди Эльгинского угольного комплекса от Внешэкономбанка. Общая сумма — $2,5 млрд. Согласно условиям сделки, средства ВЭБа будут направлены на завершение строительства первой очереди Эльгинского угольного комплекса. Она включает в себя как железную дорогу, так и комплекс по добыче и переработке угля, который должен выйти на производительность в 11,7 млн т рядового угля к 2017 году.
Как сообщила пресс-служба «Мечела», благодаря получению финансирования компания сможет продолжить работу над проектом вне зависимости от колебаний рынка и выйти на запланированные показатели к данному сроку.

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV